КЛШ | Все новости | Направления | Сезоны | Фотогалерея | Мероприятия

О ШКОЛЕ
  Манифест
  Мы
  История КЛШ
  Тексты о КЛШ
  Вступительное задание - 2017
  Публичный отчёт о КЛШ-2016

ФОЛЬКЛОР
  Задачи
  Сказки
  Песни
  Пляски

ОБЩЕНИЕ
  Гостевая книга
  Форум

КОНТАКТЫ
Телефон: +7 (923) 317-0208
Email: klsh@klsh.ru

МАНИФЕСТ

Красноярская летняя школа (КЛШ) - образовательная структура, предоставляющая комплексное дополнительное образование в области физики, математики, химии, биологии, экономики, филологии, реализующее работу по социализации подростков и являющееся уникальным экспериментальным полигоном для отработки новых и новейших технологий педагогической и социальной работы. Данная структура работает в форме специализированного лагеря для старшеклассников школ края.

Целями КЛШ являются:
  • предоставление дополнительных образовательных возможностей школьникам края, в первую очередь из удалённых и сельских районов, интересующимся естественными и гуманитарными науками;
  • оказание помощи школьникам общеобразовательных школ края, заинтересованным в получении углублённых знаний в указанных областях, как правило, выходящих за рамки школьной программы;
  • создание условий для полноценного и всестороннего развития личности подростка и реализации собственных возможностей старшеклассников края;
  • отработка новых педагогических и социальных технологий, обеспечивающих эффективную социализацию подростков;
  • мотивация педагогически ориентированных студентов и молодых сотрудников различных учебных и исследовательских учреждений к работе со школьниками края;
  • освоение школьниками и студентами научно-практической деятельности;
  • формирование в среде старшеклассников школ края и города ценности интеллектуального творчества и мотивации к учению;
  • формирование преемственности в подготовке кадров высшей школы в ВУЗах г.Красноярска, путём предоставления экспериментальной площадки студентам и аспирантам ВУЗов г.Красноярска.
Задачами работы КЛШ являются:
  • проведение профориентационной работы среди старшеклассников края;
  • подготовка и проведение учебных занятий по различным предметам, выходящих за рамки стандартной школьной программы;
  • привлечение студентов и высококвалифицированных научно-педагогических кадров к проведению учебных занятий по различным предметам, выходящих за рамки стандартной школьной программы;
  • привитие общекультурных ценностей, знакомство школьников с шедеврами отечественной и мировой культуры;
  • подготовка студентов ВУЗов г.Красноярска к работе со школьниками, в рамках системы дополнительного образования в целом;
  • организация коммуникативного пространства для обеспечения обмена опытом школьников и педагогов КЛШ, обеспечение проектной деятельности учеников КЛШ;
  • подготовка и организация спортивно-оздоровительных мероприятий для школьников и привитие им норм здорового образа жизни;
  • организация работы, обеспечивающей социализацию старшеклассников школ Красноярского края,
  • организация мест для появления новых форм образования школьников в таких областях, как гражданское, правовое, экономическое, экологическое и проч. образование, а также развитие системы гражданского образования на уровне края.
Концептуальное обоснование

Современная Россия переживает эпоху реформирования всей системы образования; причём темп реформ достаточно высок. Происходящие сейчас изменения и направление реформы в целом придают особую актуальность дополнительному образованию. Всерьёз обсуждается становление и развитие дополнительного образования как самостоятельной области, обеспечивающий такой вид образования, который ориентирован на свободный выбор ребенком (подростком) различных видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей, самоактуализации личности. Система дополнительного образования (ДО) теперь рассматривается как целостная система, ориентированная прежде всего на самоопределение и самореализацию школьников. Другим важным аспектом реформы системы образования следует считать тенденцию к активному внедрению современных образовательных технологий в регионах, удаленных от образовательных центров. Именно в отношении таких регионов в первую очередь необходим запуск системы ДО, ассимилирующей естественное общественно-педагогическое движение и сопровождающееся созданием педагогики дополнительного образования, педагогики самоопределения.

Специфика дополнительного образования как области характеризуется дополнительностью её к разным системам социально организованной деятельности. Опираясь на существующие в настоящее время системы социально организованной деятельности, выделим шесть типов ДО:

  • компенсирующий;
  • углубленно-диференцированный;
  • профориентирующий;
  • поисково-экспериментальный;
  • досуговый;
  • аксиологический.
  • Наибольший интерес, с нашей точки зрения, представляют такие краткосрочные формы дополнительного образования, как выездные интенсивные школы; чаще всего это Летние Школы. Ядерным процессом для интенсивной формы дополнительного образования является самоопределение школьников, формирование их личной и профессиональной позиции, соотнесенной с социальным и культурно-историческим контекстом. Применительно к педагогике представление об интенсивности можно связать с выходом на основания деятельности ученика, на возрастание его активности и сознательной роли в педагогическом процессе, с подключением к процессам формирования содержания образования и целостной картины мира.

    Красноярская летняя школа - самый старый и наиболее известный, в том числе и за пределами края, из всех существующих в Красноярске институтов дополнительного образования. Первая интенсивная школа в крае была образована Красноярским госуниверситетом в 1976 г. и впоследствии получила название "Красноярской летней школы" (КЛШ). КЛШ дала начало таким хорошо теперь известным заведениям дополнительного образования, как Красноярская интенсивная школа (специализация - социальная работа с "трудными" подростками), Школа космонавтики (специализация - дополнительное физико-математическое образование), Всероссийская школа "Химера" (специализация - работа с одарёнными школьниками, интересующимися современными проблемами химии), Зимняя Пущинская школа (специализация - работа с одарёнными школьниками, интересующимися современными проблемами биологии) и это далеко неполный список. Многое из того, что было наработано в Красноярской летней школе, активно используется в массовой школе (характерный пример - школа-комплекс № 106 "Универс") и в высшем образовании (психолого-педагогический факультет КрасГУ). За время существования КЛШ накопила неоценимый и уникальный опыт организации педагогической деятельности, разработок содержания, различных форм и методов образования школьников.

    КЛШ - особый тип организации летнего отдыха детей. Наряду со стандартными задачами временных детских коллективов в КЛШ ставится задача обучения, развития познавательных детских интересов, профессиональной ориентации, демонстрации возможности дальнейшего образования.

    Все вышеперечисленные цели и задачи определяют специфику и характерные черты деятельности КЛШ - специфическое для неё содержание различных форм работы:

    • оригинальные учебные, факультативные, культурно-просветительские, оздоровительные, досуговые программы. При их разработке сотрудники КЛШ ориентируются на описанные выше цели и задачи летней школы. Организаторы же КЛШ, с другой стороны, предъявляют самые высокие требования к интеллектуальному и образовательному уровням этих учебных программ;
    • содержание образования предопределяет смену типа учения с информационно-репродуктивного на активно-творческий, продуктивный, что, в свою очередь, ставит ученика в заметно более активную позицию по отношению к процессу обучения и воспитания;
    • атмосфера всеобщей увлеченности наукой - демонстрация ценности интеллектуального труда, престижности образования возникает в результате набора заинтересованных школьников и поддерживается организацией разнообразных соревнований, лекций ведущих ученых, бесед, участием в работе и организации КЛШ молодых людей, реально профессионализирующихся в науке;
    • обширная культурная программа, внимание к мировоззренческим вопросам и общей культуре создают интеллектуальный фон, стимулирующий успешные занятия;
    • самостоятельная работа школьников (решение задач по различным разделам, эксперименты, работа с литературой) организуется в нескольких направлениях по выбору учеников;
    • нестандартное для обычных детских лагерей соотношение числа сотрудников и школьников (1 ц 4) что позволяет организовать индивидуальную работу со школьниками таким образом, чтобы максимально полно обеспечить ему продвижение по выбранной им траектории;
    • заочный набор учеников в КЛШ. Школьникам для поступления в КЛШ требуется выполнить вступительное задание. Выполнение задания, с одной стороны, позволяет лучше подготовиться сотрудникам к специфике данного года, а с другой - является мощным мотивирующим факторов для самих школьников, желающих поехать в КЛШ. Из года в год стабилен конкурс в КЛШ 5 - 7 человек на место;
    • конкурсный набор сотрудников КЛШ. Основные критерии такого набора - заинтересованность научным поиском и желание передать потребность в интеллектуальном труде, умение помочь школьникам реализовать свои увлечения;
    • совмещение каждым сотрудником школы совершенно различных, но строго определенных учебных, воспитательных и организационно-хозяйственных обязанностей, комплексное планирование своей собственной и коллективной деятельности позволяют добиться успешного взаимодействия в обучении, воспитании и обеспечить оздоравливающий отдых при относительной краткости летней школы во времени и территориальной замкнутости;
    • продолжительность смены КЛШ - 21 день. Именно такой временной отрезок, обусловлен, с одной стороны - уникальными, годами проверенными, образовательными технологиями, рассчитанными на особую для КЛШ периодичность жизни. С другой - психодинамическими особенностями временных коллективов, позволяющими говорить не просто о возникающей "напряженности", активизирующей эмоциональные и интеллектуальные ресурсы молодого человека (в отличие от школ, менее продолжительных), а о полноценном и максимально эффективном создании условий для развития рефлексии, сознательного выбора; всё это обеспечивает присвоение детьми определенных образцов жизни и деятельности, целей и ценностей.

    Отличительной чертой КЛШ является большая педагогическая программа, ориентированная, во-первых, на поиск эффективных педагогических средств для запуска самоопределения, во-вторых, - на развитие педагогической культуры и педагогических техник у сотрудников школы.

    Описание педагогических принципов и методик.

    Красноярская летняя школа прошла весьма долгий путь педагогического практикования; в 1986 г. была проведена организационно-деятельностная игра, в ходе который педагогическим коллективом были отрефлектированы и оформлены в логиках те основания, на которых базируется работа летних школ. В основу деятельности КЛШ положены следующие принципы.

    первый. Интенсивность - работа КЛШ организуется максимально интенсивно, насколько это позволяют силы и средства педагогического коллектива и школьников.

    второй. Модельность - работа Летней школы в целом, а также формат отельных её мероприятий таковы, что Летняя школа выступает своего рода испытательным полигоном для школьников, на котором он (она) может опробовать реализовывать различные стратегии действий в различных жизненных ситуациях. Данный принцип является ведущим в организации работы по социализации подростков.

    третий. Принцип, сформулированный В.Щетининым и называемый принципом "Рассола и огурца". Этот принцип означает, что педагогический коллектив в своей работе со школьниками действует максимально индивидуально, опираясь на положительные стороны личности каждого подростка, мотивируя его на изменения в структуре своей личности, конгруэнтные тем базовым, идеальным представлениям о полноценной, развитой, самоуправляющейся личности, которые культивируются в Красноярское летней школе. Этот принцип также требует от педагогического коллектива КЛШ специальной работы по созданию индвидуализованной микросоциальной среды для каждого школьника ("рассол"), в которой его позитивные изменения происходили бы максимально эффективным образом.

    четвертый. Самоопределение, самоорганизация, научно-профессиональные пробы. Последовательная реализация этого принципа ведёт к полноценному освоению подростками идеи нормативности общественной жизни и формированию у них полноценного чувства ответственности.

    пятый. Принцип пролонгированности. Данный принцип подразумевает, что работа в КЛШ строится таким образом, чтобы у неё возникало самодеятельное продолжение (как в среде школьников, так и в среде студентов) после окончания работы специализированного лагеря.

    шестой. Это принцип преемственности. Именно в соответствии с данным принципом происходит формирование корпуса сотрудников летней школы. Его последовательная реализация позволила сохранить все лучшие достижения в работе КЛШ, благополучно пережить наиболее "уязвимые" периоды в жизни любой самодеятельной организации - смену лидеров, а также привела к созданию нескольких новых, самостоятельно действующих структур дополнительного образования (Школа космонавтики, Красноярская интенсивная школа, Региональная авторская школа, Всероссийская школа химиков "Химера" (г.Москва) и многие другие).

    седьмой. Принцип погружения. Данный принцип означает, что работа в КЛШ строится так, чтобы обеспечить временную изоляцию старшеклассника от воздействия привычной ему Среды, а самое главное - от тех отношений, которые у него сложились за пределами КЛШ.

    восьмой. Принцип гармоничного развития личности школьников.

    девятый. Инструментально работа Красноярской летней школы базируется на некоторых педагогических и социальных технологиях.

    Кадровое обеспечение работы КЛШ

    Работа КЛШ имеет высочайшее кадровое обеспечение. Лекции по основным предметам традиционно читаются лучшими специалистами г.Красноярска в данной области, а также лекторы, приглашаемые из ведущих научных центров России: Москвы (МГУ им.Ломоносова, МФТИ, различные институты РАН), Санкт-Петербурга (ПОМИ РАН), Новосибирска (ИГ СО РАН, ИМ СО РАН, НГУ). Среди лекторов, постоянно сотрудничающих с КЛШ, такие известные красноярские учёные и специалисты, как проф., д.ф.-м.н. А.Н.Горбань (ИВМ СО РАН), проф., д.ф.-м.н. Р.Г.Хлебопрос (ИБФ СО РАН), академик РАН И.И.Гительзон (ИБФ СО РАН), академик РАН К.С.Александров (ИФ им.Киренского СО РАН), доц., д.ф.-м.н. А.М.Баранов (КрасГУ), доц., к.фил.н. Ким И.Е. (КрасГУ), доц., д.ф.-м.н. Г.Б.Шабат (РГГУ), проф., д.ф.-м.н. В.К.Кикоин (ИФП РАН), проф., д.ф.-м.н. Г.П.Егорычев (КрасГУ), д.б.н. А.П.Перевозчиков (ЦИн РАН) и многие другие.

    Лекторами КЛШ в разные годы были учёные с мировым именем: ак.АН УССР Б.В.Гнеденко (курс лекций "Основы теории вероятностей"), профессор Ю.В.Матиясевич (курс лекций "Элементы теории алгоритмов"), профессор А.А.Мальцев (курс лекций "Неорганическая химия"), профессор М.А.Шубин (курс лекций "Дифференциальные уравнения для старшеклассников), профессор О.В.Завьялов (курс лекций "Статистическая физика в элементарном изложении") профессор Б.В.Шабат (курс лекций "Функции и их графики"), и многие другие.

    Семинарские и факультативные занятия в КЛШ ведут студенты 3 - 5 курсов Красноярского госуниверситета и Красноярского государственного технического университета, а также аспиранты этих и других ВУЗов Красноярска, Москвы (МФТИ, МГУ), Новосибирска (НГУ), красноярских, московских и новосибирских институтов Академии наук.

    Организаторы КЛШ уделяют много внимания не только учебной, но и педагогической подготовке сотрудников. В КЛШ действует семинар для сотрудников и тех, кто желает ехать работать в летнюю школу в качестве таковых. Семинар работает со второй половины января до окончания сезона летней школы. На этом семинаре досконально обсуждаются все мероприятия календарного плана и даже отдельных дней, обсуждаются курсы лекций, формируется учебная и иная совместность сотрудников, готовятся мероприятия, призванные обеспечить учебную и иную совместность у школьников КЛШ. На данном семинаре обсуждаются также специальные технологии социальной и педагогической работы, реализуемые в КЛШ.

    Результаты
    Базовые результаты работы КЛШ к настоящему времени таковы:
    • КЛШ как образовательное мероприятие существует уже 25 лет, в ней сложился устойчиво работающий, постоянно обновляющийся коллектив сотрудников.
    • Сотрудники и преподаватели КЛШ, как из числа её бывших учеников, так и являвшиеся только сотрудниками, приобрели богатый опыт управления и организации педагогическими процессами. Этот опыт позволил им эффективно работать как в области педагогической науки (А.В.Бутенко, М.Г.Садовский, И.Д.Фрумин, С.В.Семёнов и др.), так и в области управления (В.А.Болотов, И.Д.Фрумин, О.А.Осипенко и др.).
    • В КЛШ сложилась уникальная атмосфера проведения научно-педагогической и воспитательной работы, обеспечивающая взаимополезное и взаимодополняющее сотрудничество как школьников, так и преподавателей различных специальностей - от естественно-научных до гуманитарных. Эта атмосфера позволяет КЛШ успешно воспроизводить как свой кадровый потенциал, так и систему отношений, обеспечивающую высокую эффективность работы КЛШ.
    • КЛШ послужила прототипом и научно-педагогической основой для создания многих подобных образовательных заведений: Школы космонавтики, Красноярской интенсивной школы, Региональной авторской школы, Всероссийской школы химиков "Химера", Пущинской зимней школы для старшеклассников <кого ещё?>.
    • В КЛШ налажены плодотворные связи с ведущими научными центрами России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск), а также с конкретными учёными (известность которых зачастую выходит за границы России), что позволяет поддерживать высочайший уровень преподавания в КЛШ.
    • КЛШ имеет свои традиции, обычаи и раритеты; всё это является мощным инструментом привлечения новых школьников и сотрудников к работе в ней.
    • Сегодняшняя практика показывает, что выпускники КЛШ весьма успешны в самых разных областях деятельности - от науки до бизнеса. Это говорит об уникальном достижении педагогики КЛШ: способности педагогического коллектива летней школы дать ученикам КЛШ самый разнообразный опыт, позволяющий им успешно полноценно реализовывать себя в различных, зачастую весьма далёких областях.
    Типовой распорядок дня и смены

    Типовой распорядок дня и календарный план смены реализует те педагогические принципы, которые положены в основу работы КЛШ, а также направлены на достижение тех целей и задач, которые ставит перед собой коллектив сотрудников КЛШ (типовой распорядок дня и календарный план смены прилагаются).

    Типовой день разбит на три части. Первая - утренняя, от подъёма до обеда - посвящена занятиям по основным предметам; вторая - от обеда до ужина посвящена проведению занятий по выбору, в этой части дня также проходят спортивные мероприятия. Третья часть дня - от ужина до отбоя - отдана реализации культурной программы. Кроме того, за сезон в КЛШ бывает один или два специализированных (праздничных) дня, во время которых штатные занятия не проводятся, а организуются массовые (индивидуальные и групповые) интеллектуальные и спортивно-интеллектуальные соревнования, направленные на формирование соответствующих ценностных установок у учеников КЛШ.

    Типовой календарный план (рассчитанный на 21 день) структурирует время жизни в КЛШ следующим образом: сезон разбит на три части, продолжительностью неделя каждый. График КЛШ, как правило, не совпадает с календарными днями недели.



    Наши ссылки по теме
    Группа КЛШ ВКонтакте
    Сайт А.Федотова
    КЛШ 2000
    Сайт Г.Гительзона
    Сайт Барабановской экспедиции
    Красноярская летняя школа - Википедия

    Образование в сети
    Виртуальная школа
    Научная лаборатория школьника
    Журнал "Квант"
    Математические этюды
     КЛШ | Все новости | Направления | Сезоны | Фотогалерея | Мероприятия
           Powered by Zope TopList © 2000-2012 КЛШ.ru